Фирма Скания-Вабис официально образовалась 18 марта 1911 г. в результате слияния компаний Скания (Scania) из Мальме и Вагнфабрикен (Vagnfabriken) из Сёдертелье, известной под аббревиатурой ВАБИС (VABIS). Производство грузовиков перевели в Мальме, а на бывшем заводе Вагнфабрикен организовали сборку легковых автомобилей и двигателей. Использование базовых шасси ВАБИС и агрегатов Скания позволило быстро расширить программу грузовиков. Самой легкой стала модель ALa грузоподъемностью 500 кг, выпущенная небольшой партией. Поначалу она оснащалась 4-цилиндровыми двигателями Скания мощностью 12-18 л.с., а затем мотором ВАБИС в 16-20 л.с. С 1911 г. началось производство моделей CLb и CLc грузоподъемностью 1,5 и 2,0 т, сохранившихся в программе вплоть до 1925 г. Грузовики серии CL оборудовали двигателями Скания (3,6 л, 24-30 л.с.), которые с 1914 г. стали менять на 4-цилиндровые моторы ВАБИС (2,3-3,6 л, 20-36 л.с.). Всего таких машин было изготовлено 360 экземпляров. В период с 1911 по 1926 гг. фирма выпустила также 308 автомобилей серии DLa грузоподъемностью 3 т с колесной базой 3860 мм. Первое время на них устанавливали двигатель Скания L (3,6 л, 30 л.с.), а затем его заменили вабисами разных моделей (4,4-5,0 л, 30-45 л.с). Одновременно фирма предлагала тяжелые грузовики Scania Е1_а и FLa грузоподъемностью 4-6 т с новыми моторами I и К (4,2 и 6,9 л, 24 и 60 л.с.), а также прежними двигателями мощностью 30-45 л.с. В 1916 г. на грузовиках FLa появился самый мощный в то время мотор 1741 (9,2 л, 70 л.с.). Он использовался также и на 6-тонном автомобиле GLa. Вплоть до середины 20-х гг. все грузовики Скания-Вабис имели конусное сцепление, механическую 4-ступенчатую коробку передач, цепной привод, литые шины и развивали скорость не более 20 км/ч. Продавали их в основном на внутреннем рынке и в соседних странах. В Россию до октября 1917 г. было отправлено 22 грузовика, а в Санкт-Петербурге фирма открыла свою ремонтную мастерскую. В послевоенное время над компанией Скания-Вабис нависла угроза банкротства. Это заставило в 1925 г. закрыть завод в Мальме. На предприятии в Сёдертелье, завершив производство легковых машин, было развернуто изготовление грузовиков. Первыми стали автомобили серий 314 и 324 грузоподъемностью 1,5-2,0 т с 4-цилиндровым двигателем (3560 см3, 36 л.с.), карданным приводом и пневматическими шинами. На модели 3243 применялся 6-цилиндровый мотор (5780 см3, 75 л.с.). Вскоре к ним добавились более тяжелые бортовые модели 3251 и самосвалы 3256 грузоподъемностью 2,5-3,0 т с 4,3-литровым мото-эм в 50 л.с. Они возглавили принципиально новое поколение так называемых быстрых грузовиков, способных развивать максимальную скорость 40-50 км/ч. Их особенностями стали верхнее расположение клапанов двигателя, дисковое сцепление в масляной ванне, картер двигателя из легкого сплава. В1928 г. в это семейство вошел 3-тонный грузовик 3244 с новым 6-цилиндровым верхнеклапанным мотором (6420 см3, 85 л.с.). Важным техническим достижением стало изготовление первых 3-осных машин с колесной формулой 6x2. С1928 г. все серийные грузовики стали оборудовать редкими в то время для таких машин приборами, среди которых были спидометр, одометр, указатель температуры масла, амперметр и даже часы. В 30-е гг. программа Скания-Вабис включала 2- и 3-осные грузовики серий 335, 345, 355, 365 и 400 с полезной нагрузкой до 10 т. Основным силовым агрегатом стал рядный 6-цилиндровый 7-литровый двигатель конструкции шведского инженера Йонаса Хессельмана (Jonas Hesselman). Он представлял собой прообраз многотопливного мотора, способного работать на разных сортах горючего - бензине, спирте, генераторном газе и низкосортных маслах. Для этого требовалось заменить систему питания, поршни и впускные патрубки. На самом популярном 3,5-тонном грузовике 3352 использовался 80-сильный двигатель 1566, работавший на низкосортном жидком топливе. В1936 г. было объявлено об изготовлении первого опытного предкамерного дизельного мотора - 6-цилиндрового 16641 (7740 см3, 120 л.с.), созданного на основе изобретения Хессельмана. Он использовался на первом грузовике серии 345 с кабиной над двигателем, за свою специфическую тупоносую внешность получившим прозвище Бульдог. В 1933 г. для магистральных перевозок фирма впервые начала выпуск 3-осного грузовика Скания-Вабис 355 (6x2). В 1939 г. по инициативе семейства Валленбергов (Wallenberg), основных владельцев акций фирмы Скания-Вабис, к управлению компанией был привлечен молодой инженер Карл-Бертель Натхорст (Carl-Bertel Nathorst). Возглавляя фирму в течение последующих 11 лет, он переориентировал ее на создание автомобилей большой грузоподъемности, заложив основы для ее вхождения в группу ведущих мировых производителей тяжелых грузовиков. В1940 г. Скания-Вабис освоила выпуск машин с газогенераторной установкой, снабженной собственным конденсатором, расположенным перед радиатором. Наиболее известной стала 5-тонная модель 33520 с рядным 8-цилиндровым карбюраторным двигателем (10340 см), мощность которого при переводе на газ уменьшалась со 180 до 120 л.с. Еще в годы войны фирма разработала программу модульных дизельных моторов семейства D. В 1944 г. она выпустила серию 2-осных грузовиков L10 полной массой 7,5 т с первым серийным 4-цилиндровым предкамерным дизелем D402 (5650 см3, 90 л.с.). Следом за ними были созданы 2-осные модели L13, L20 и L21, а также 3-осные шасси LS20 и LS23 (6x2) полной массой 9-16 т. В 1949 г. Скания-Вабис выпустила сразу две новые серии грузовиков. Для легкой машины L40 полной массой 9,5 т использовали новый 90-сильный дизель D422, впервые оснащенный системой непосредственного впрыска топлива. По сравнению с предкамерным впрыском это позволило сэкономить 20-25% горючего. Новая продукция Скания-Вабис отличалась высокой прочностью и долговечностью, а пробег без ремонта был доведен до 400 тыс. км. Для следующей 5,5-тонной модели L60 полной массой 10 т был создан 6-цилиндровый дизель D622 (8470 см3,135 л.с.). Автомобили комплектовались 4-сгупенчатой коробкой передач, которую в июле 1951 г. сменила 5-ступенчатая синхронизированная. Вариант LS60 полной массой 15,5 т имел колесную формулу 6x2. Всего было изготовлено 6276 грузовиков обеих серий. Быстрый рост грузоперевозок в Швеции заставил обратиться к более тяжелым моделям грузоподъемностью 6,5 т и полноймассой 11 т. В апреле 1953 г. в производство был запущен грузовик нового поколения L51 Драбант (Drabant) с дизелем D442 мощностью 100 л.с. и 5-ступенчатой коробкой передач. Его усиленными вариантами стали модели L61 и L64. В 1955 г. к ним присоединилась серия L71 Регент (Regent) полной массой 16-17 т для тяжелых условий эксплуатации и перевозки грузов на дальние расстояния. На ней использовался 6-цилиндровый дизель D642 (9350 см3, 150 л.с). Трехосные варианты имели индекс LS71. До 1958 г. их сделали 7700 штук. К 1955 г. годовое производство грузовиков достигло 1600 штук, более чем в пять раз превысив уровень 1949 г. В мае 1958 г. появились капотные грузовики Скания-Вабис серии L75 полной массой 12,6-20,0 т. Они стали одними из самых известных автомобилей фирмы и являлись прародителями большинства современных моделей грузовиков Скания. Эти машины предлагались в трех базовых вариантах - 2-осном L75 и двух 3-осных LS75 (6x2) и LT75 (6x4). Специально для них разработали новый 6-цилиндровый дизель с непосредственным впрыском D10 (10,3 л, 165 л.с.). В 1961 г. на нем впервые появился турбонагнетатель швейцарской фирмы Броун-Бовери (Brown-Boveri), позволивший повысить мощность до 205 л.с. Другим важным техническим новшеством, внедренным в 1964 г., стал единый блок из основной 5-ступенчатой синхронизированной коробки передач и 2-ступенча-той дополнительной. Так появилась принципиально новая 10-ступенчатая коробка. Автомобили получили более округлые крылья с встроенными фарами и обтекаемый капот аллигаторного типа. Впервые в Европе кабина устанавливалась на резиновых опорах. Развитием 75-й серии в январе 1963 г. стала модель грузовика L76 полной массой 13,1~22,5 т с новым рядным 6-цилиндровым дизелем D11 мощностью 190 л.с. (с турбонаддувом - 220 л.с.) и 10-сгупенчатой коробкой. Она также выпускалась в 3-осных вариантах LS76 и LT76 и усиленном исполнении Супер (Super). Наиболее популярными стали бескапотные исполнения LB76, LBS76 и LBT76. До этого момента фирма Скания-Вабис ориентировалась лишь на ка-потные машины, но введение ограничения на длину транспортных средств в Западной Европе заставило ее заняться грузовиками с кабиной над двигателем. Такие машины сразу же получили прозвище Летняя Скания, поскольку для лучшего охлаждения двигателя в жаркую погоду надо было открывать лючок, расположенный на передней панели. Впервые на них сиденье водителя получило пружинную подвеску, а гидроусилитель рулевого механизма вошел в стандартную комплектацию. В1964 г. мощность варианта с турбонадцувом была доведена до 240 л.с., а тремя годами позже составила 260 л.с. Всего было изготовлено 38,6 тыс. автомобилей серий 75 и 76. В дальнейшем они стали основой более совершенной гаммы L110, а затем - L111, выпускавшейся до 1982 г. Разработанный для них 11-литровый дизель с модернизациями оставался в производстве до 1998 г. Другой 8-литровый дизель D8 мощностью 180 л.с. берет начало от капотной модели L56 полной массой 12,6 т, появившейся в ноябре 1962 г. С 1964 г. фирма начала изготовление более легкой капотной модели L36 полной массой 10,5 т с новым 4-цилиндровым дизелем D5 (5,2 л, 95-105 л.с.). Она послужила основой для последнего грузовика марки Скания-Вабис. Им стала модель L50 полной массой 12 т, запущенная в производство в феврале 1968 г. Параллельно фирма изготовляла армейские машины. Наибольшую известность приобрел 8-тонный пол-ноприводный капотный грузовик Scania LA82 (6x6) полной массой 16 т, поставленный в шведскую армию в 1960 г. под индексом Ltgb 957 и известный как Муравьед. Получив признание на рынке, руководство Скания-Вабис приняло к исполнению программу создания разветвленной сети зарубежных филиалов. Первый и самый крупный из них был основан в 1953 г. в Бразилии и пущен в эксплуатацию через четыре года. Он успешно работает до сих пор. С 1964 г. сборку грузовиков 75-й серии наладили в голландском городе Зволле, а затем в Дании. Высокая активность Скания-Вабис привлекла к ней внимание крупной шведской авиационной и автомобильной компании СААВ (SAAB). В конце 1968 г. владевшие обеими компаниями члены семейства Валленбергов решили объединить их в промышленную группу СААБ-Скания (SAAB-Scania Group). Фирма Скания-Вабис стала ее грузовым отделением и продолжала изготовление грузовиков, но уже под маркой Скания.
Источник: http://truck.com.ua |