Обзор: VOLVO

 

 

Вольво VNL770, 6x4, производства США, 1997 г.

Компания volvo является ГЧодним из крупнейших в мире изготовителей наиболее надежных, мощных и комфортабельных грузовиков современности, а вся ее продукция сегодня по праву определяет мировой прогресс в автомобилестроении. У истоков volvo (Вольво) стояли два способных инженера Ассар Габриэльссон (Assar Gabrielsson) и Густаф Ларсон (Gustaf Larson), работавшие тогда в знаменитом концерне СКФ (SKF) по производству подшипников, причем первый из них одно время служил представителем этой фирмы в Советской России. Легенда гласит, что однажды августовским вечером 1924 г. оба молодых человека сидели за кружкой пива в одном из стокгольмских ресторанов, где и решили взяться за выпуск автомобилей. Тут же один из них предложил дать им марку volvo - от латинского глагола volvere, что означает катиться, вращаться. Габриэльссон обеспечил покровительство и финансовую поддержку могущественного концерна СКФ (было выделено 200 тыс. крон), Ларсон стал руководителем группы молодых специалистов, взявшихся за разработку первого автомобиля.

Днем рождения компании Вольво | volvo считается 14 апреля 1927 г., когда с конвейера нового завода в Гётеборге сошел первый легковой автомобиль volvo OV4. Его можно было сразу опознать по диагональной хромированной накладке поверх облицовки радиатора, в которую была вмонтирована скромная эмблема volvo (Вольво) - круг со стрелой - символ единства, законченности и стремления к совершенству.

Вскоре за легковыми последовало еще более обширное семейство грузовых автомобилей. В октябре 1927 г. на собрании правления Volvo было принято решение о производстве 1,5-тонного грузовика с двигателем от легкового автомобиля (1944 см3, 28 л.с.) и новыми рамой, задним мостом, подвеской, простенькой деревянной кабиной и двумя размерами базы (3300 и 3700 мм). Под обозначением LV40 грузовик начали собирать 20 февраля 1928 г. с использованием американских методов организации серийного производства и перспективного планирования. Так американский опыт, соединенный со шведской деловитостью и тщательностью, превратился в так называемый Вольво-метод производства ~ символ высокого качества и надежности автомобилей и их узлов, изготовленных на конвейере. В 1929 г. появился 2-тонный вариант грузовика Volvo LV60 с рядным 6-цилинВольво NB88,1965 г.дровым 3-литровым двигателем Пента (Penta) в 65 л.с. и гидроприводом всех колесных тормозов, предлагавшийся в 6 вариантах исполнения. Седьмым в 1931 г. стал первый шведский 3-осный грузовик Volvo LV64LF (6x2) полной массой 5,4 т, созданный путем установки третьей неведущей оси.

30-е гг. стали для Volvo временем кропотливого совершенствования и расширения семейства грузовиков. Тогда же начала складываться базовая концепция и генеральная линия развития фирмы. К этому времени относятся многочисленные 2- и 3-осные капотные серии грузовиков volvo LV66/68, LV70/78 и LV81/86 с полезной нагрузкой 2,0-7,5 т, получившие верхнеклапанный 6-цилиндровый мотор (4094 см3, 75 л.с.). К концу десятилетия грузовики серий LV180, LV190 и LV290 с мотором мощностью 90"130 л.с уже могли перевозить 10 т, а весили с грузом всего 13-15 т. На базе серийных легковых автомобилей Volvo (Вольво) была создана гамма пикапов. Во второй половине 30-х гг. из ворот Volvo уже выходили разнообразные грузовики 12 базовых серий в 40 исполнениях с двигателями в 65-140 л.с. с несколькими вариантами базы, колесной формулы и полезной нагрузки, а также автобусы, тракторы, специальные машины. К этому времени Volvo(Вольво) выдвинулся в число европейских лидеров и законодателей технического уровня в этой области. В 1933 г. на фирме построили один из первых в мире 3-осных грузовиков с кабиной над двигателем (модель LV67LF). В серийное производство пошел его более простой 2-осный вариант LV756 с мотором мощностью 65 л.с., отличавшийся специфическим видом. Крупным достижением считается внедрение в 1933 г. 6-цилиндрового многотопливного двигателя конструкции инженера Йонаса Хессельмана (Jonas Hesselman). Он мог работать на разных сортах горючего - бензине, спирте, генераторном газе и низкосортных маслах. Для этого требовалось лишь заменить систему питания, поршни и впускные патрубки. На Volvo этот мотор применялся на ряде серийных грузовиков в предкамерном дизельном исполнении. К 30-м гг. относится также появление первых грузовиков с более обтекаемыми кабинами и передней облицовкой.Вольво LV112, 1940 г.

Когда же в Европе разразилась война, нейтралитет Швеции позволил Volvo продолжать спокойно и плодотворно трудиться. С конвейеров фирмы сходили 24 серии гражданских грузовиков - от 1,5-тонной модели LV101 до 8-тонных грузовиков Volvo с моторами мощностью 50~140 л.с. В трудные военные годы началось серийное производство новых легких серий LV103/ LV112 полной массой 3,5-4,8 т, а с 1944 г. в 11 вариантах выпускалась тяжелая 105-сильная гамма грузовиков Volvo LV140/148 массой 9-12 т, отличавшаяся специфическим округлым носом. В арсенале (Volvo) Вольво нашлись и более серьезные разработки: военные варианты стандартных грузовиков 130 и 140, специальные армейские машины 6x6, полугусеничные тягачи, джипы, бронеавтомобили и легкие танки. К счастью, все они не пошли в серийное Вольво PV445, 1949 г.производство.

В первые же мирные годы на Volvo (Вольво) началось массовое изготовление нового легкового автомобиля Р444, от которого пошла длинная череда легких капотных фургонов и пикапов PV445, предлагавшихся до начала 60-х гг., а также небольших округлых фургончиков PV830 вагонной компоновки грузоподъемностью 850-900 кг. За специфическую внешность их называли тупоносыми в отличие от остроносых капотных пикапов. В 1946-50 гг. были созданы первые собственные рядные 6-цилиндровые дизели - предкамерный VDA мощностью 100 л.с. и VDC с непосредственным впрыском топлива и системой предпускового подогрева, применявшиеся на разных моделях грузовиков (LV150, LV245, LV290 и др.).

Довольно поздно встав на путь дизелизации, фирма Volvo (Вольво) очень быстро не только наверстала упущенное, но и обогнала своих конкурентов. Интересная деталь: с 1949 г. на большинстве грузовиков уже применялись коробки передач с синхронизаторами на всех ступенях, кроме первой. Следующий свой исторический шаг компания Volvo (Вольво) шелала в 1950 г. в области средних и тяжелых капотных машин, получивших более современные внешние формы. Новая гамма включала серии L340, L385 и L485 полной массой 5,2~16,5 т, впервые получившие название Викинг (Viking), а также гамму Титан (Titan), состоявшую из двух базовых моделей L395 и L495 полной массой 12-22 т. Наряду со старыми бензиновыми моторами в 90-150 л.с. на них применялись новые дизели мощностью 100~150 л.с. Важнейшим же событием стало появление в 1954 г. грузовика Volvo L395 Титан Турбо (Titan Turbo) 6x4, на котором впервые в мире был установлен турбонагнетатель.

Вольво L4851 Викинг, 1965 г. Это позволило повысить мощность стандартного 6-цилиндрового 9,6-литрового мотора D96 со 150 до 185 л.с., а затем и до 230 л.с. В середине 50-х гг. дошла очередь и до более легких капотных автомобилей L370, L375 и L475 полной массой 5,6~9,5 т, а также моделей грузовиков Volvo L420 и L430 с новой элегантной по тем временам кабиной над двигателем Соответственно они получила красивые имена Браге (Brage) Старке (Starke), Раске1 (Raske), Снаббе (Snabbe) i> Тригге (Trygge). На их основе создавалась перспективная кон цепция новых силовых агрега тов. Например, в 1956 г. для 3-тонного грузовика Volvo L420 Снаббе был создан 3,6-литровый бензиновый мотор В36 V8 (120 л.с.) однако вскоре его преобразовали в дизель D36 мощность 80 л.с., применявшийся на модели L4351 Тригге. В это ж время проводились смелые дизайнерские работы, улучшалась аэродинамика и эргономика машин, начался выпуск оригинального грузопассажирского автомобиля Лапландер (Laflander) 4x4 и первых серий грузовиков Volvo Викинг с опытным кабинами над двигателем.

Очередной поворотный момент в истории Volvo (Вольво) npоизошел незаметно в 1963 г. с выпуском 120-сильного груэовика Volvo L4751 Раске с новой кабине Типтоп (Tiptop), впервые в мире разработанной с учетом повышенной безопасности и удобства. Она была цельнометаллической 2-местной с прочным стальным каркасом, обеспечивая водителю высокие по представлениям того времени комфорт, безопасность и легкость управления. Именно эта машина считается родоначальником всей нынешней гаммы наиболее престижных в мире тяжелых грузовиков марки Volvo (Вольво). Со следующего года началось изготовление 150-сильной модели L4851 Викинг с той же кабиной. Руководители Volvo (Вольво) быстро осознали, в какую перспективную область они вторглись. Тут же вспомнили еще более совершенный и оригинальный проект кабины 2859 конца 50-х гг., удовлетворявший жестким нормативам США, и в 1964 г. преобразовали его в свою новую разработку Тип-топ с подчеркнуто прямоугольными функциональными формами, плоским носом и скромным квадратом из мелкой сетки для облицовки радиатора. Впервые ее смонтировали на 230-сильном грузовике Volvo L4951 Титан, ставшим предшественником легендарной серии 88. В 1965 г. на Volvo (Вольво) был принят генеральный план перспективного развития с ориентацией на средние и тяжелые исключительно дизельные грузовики и тягачи.

Вольво N10, 1973 г. В нем предусматривалось внедрение так называемой Системы 8, долгое время доминировавшей в обозначениях новых автомобилей. Первоначально она означала число базовых вариантов, затем - количество основных стандартизованных модулей, из которых складывались новые модели. К этому времени на свет появилось сразу несколько восьмерок, заменивших все предыдущие грузовики. Они выпускались в капотном исполнении N8 (модели N84, N85 и N86) и с кабиной над двигателем F8. Кабину Типтоп первого образца получили 2- и 3-осные машины F84, F85 и F86 полной массой 11,8-25,0 т (107-210 л.с). Вершину программы составили первые унифицированные тяжелые грузовики - капотный NB88 и бескапотный FB88 полной массой до 26 т, оснащенные улучшенной кабиной и 10-литровым дизелем D100, отрегулированным на 165"200 л.с. (с турбонаддувом - 260-290 л.с.). Серия 88 оснащалась прочной сварной рамой, рессорной подвеской, многоступенчатыми трансмиссиями, большим выбором вариантов и исполнений шасси, предлагалась с колесной формулой 4x2, 6x2 и 6x4. Впервые в их кабинах грузовиков Volvo появилось стационарное спальное место. В 1970 г. бескапотный 88 был преобразован в один из наиболее совершенных в мире магиоральных тягачей F89, отличавшихся прямоугольной решеткой радиатора во всю ширину передка кабины. Их главными отличиями стали новые 6-цилиндровый 12-литровый дизель TD120A с наддувом мощностью 330 л.с. и 16-сгупенчатая коробка передач. В 70-е гг. они первыми поступили в СССР для оснащения парка объединения Совтрансавто.

Вольво N12H, 6x4, 1983 г. В 70-е гг. на Volvo разработали перспективную расширенную гамму унифицированных грузовиков с новой хорошо известной до сих пор индексацией моделей, получивших в обозначении цифры, соответствующие округленному рабочему объему установленного на них двигателя. Все работы были зашифрованы как Проект 2000. Первой в 1973 г. в производство была запущена капотная гамма, включавшая 2- и 3-осные капотные модели N7, N10 и N12, оборудованные 6-цилиндровыми дизелями с турбонаддувом и округленным рабочим объемом соответственно 7,10 и 12 л (207-395 л.с.). К ним прилагался широкий выбор коробок с числом передач 8,12 или 16, несколь ко типов ведущих и управляемых мостов, рам различной прочности, подвесок, в том числе впервые предлагалась задняя пневматическая. На основе этой серии через два года начался выпуск бескапотных грузовиков полной массой до 13,5 т с новой кабиной Клуб (Club), разработанной совместно фирмами Вольво, ДАФ (DAF), Магирус-Дойц (Magirus-Deutz) и САВИЭМ (SAVIEM), составлявшими так называемый Клуб четырех. Первоначально кабину испытали на моделях F82 и F83, но в производство пошли новые серии F4 и F6, собиравшиеся бельгийским отделением Вольво в городе Ренте.

Грузовики Volvo получили 4- и 6-цилиндровый дизели рабочим объемом 4,0 и 5,5 л, развивавшие соответственно 126 и 180 л.с. В 1978 г. к ним добавилась серия F7 Мильо (Miljo) полной массой 17,5 т, предназначенная в основном для городских перевозок. Она получила 7-литровый дизель TD70 с наддувом в 213 л.с. и автоматическую коробку передач Эллисон (Allison). Автомобиль этой гаммы был признан Грузовиком 1979 года. В 1977 г. на основе капотной гаммы начался выпуск наиболее мощных бескапотных грузовиков F10 и F12 с колесными формулами от 4x2 до 8x4. Их кабину разработали в собственном дизайнерском бюро в рамках проекта Генерация 80-х. Эти модели также выпускались в огромном количестве вариантов и комплектовались стандартными короткими или удлиненными кабинами с одним или двумя спальными местами. Осенью 1979 г. появился первый обновленный вариант кабины Глоубтроттер (Globetrotter) с повышенным расположением крыши. По тем временам это была просто гигантская кабина с уровнем потолка, приподнятым на 520 мм от обычного. В результате ее объем намного возрос, а внутренняя высота в 1980 мм позволяла человеку любого роста стоять внутри не сгибаясь. Между сиденьями с ремнями безопасности можно было установить холодильник и термос-подогреватель.

Вторым достижением Volvo Вольво 70-х гг. стало использование на 12-литровом дизеле системы промежуточного охлаждения воздуха, поступающего из турбонагнетателя в цилиндры. Она представляла собой радиатор-теплообменник с общеизвестным ныне названием Интеркулер (Intercooler), позволивший увеличить КПД мотора и снизить токсичность отработавших газов. Работы над таким устройством проводились на Volvo (Вольво) с 1963 г. в большой тайне, поэтому презентация системы Интеркулер в 1978 г. и его использование со следующего года на серийной модели F12 вызвали сенсацию. С тех пор практически все дизельные двигатели с турбонаддувом оборудуются такой системой. Что же касается Volvo, то в 1979-84 гг. все предыдущие серии были серьезно переработаны, и в результате модель грузовика Volvo F10 Турбо Интеркулер с обновленной кабиной получила титул Грузовик 1984 года.

В последующие два года фирма заявила о рождении новых серий средних грузовиков полной массой 7,5-16,5 т, получивших индексы FL4 и FL6. Их оборудовали новой кабиной с увеличенной площадью остекления и новой серией дизелей с турбонаддувом (122-207 л.с.), некоторые исполнения комплектовались передними дисковыми тормозами. В 1983-84 гг. прежние модернизированные серии грузовиков полной массой 19,0-27,5 т с усовершенствованной кабиной составили новые серии FL7 (6598 см3) и "FL10" (9607 см3, 230-318 л.с.), которые с 1985 г. стали оборудовать антиблокировочной системой в приводе тормозов.

С 1984 г. грузовики Volvo FL10 предлагались также с новой спальной кабиной Юротроттер (Eurotrotter) с повышенным расположением крыши и двухярусным расположением спальных мест. Верхняя часть кабины была сделана цельнометаллической или пластмассовой съемной в виде воздушного обтекателя. В 1986 г. серия грузовиков FL была удостоена звания Грузовик года. Серьезным конструктивным достижением стало появление в 1987 г. одного из самых мощных в мире грузовиков и лидера в программе Volvo - модели F16 полной массой 21~34 т с дизелем с турбонаддувом (16123 см3, 465-485 л.с), 12-ступенчатой коробкой передач и АБС. С1989 г. дизели тяжелых моделей начали оборудовать электронным управлением. Для сборки в США была разработана специальная усиленная серия FE в вариантах 42 (4x2) или 64 (6x4) полной массой 13,6~29,0 т, применявшаяся на строительстве и в городском хозяйстве. На ней использовались кабина FL6 и 7-литровый дизель Volvo мощностью 187-263 л.с., различные механические и автоматические коробки передач. За 18 лет на заводах Volvo было изготовлено 208 тысяч машин серии "F".

Вольво FH12.340, 1994 г. Важным событием 80-х гг. стало массированное наступление группы Volvo на американский рынок. В1981 г. она взяла под свой контроль крупную американскую компанию Уайт (White) и принадлежавшую ей фирму Отокар (Autocar), а с 1986 г. начала совместную работу с грузовым отделением концерна Дженерал Моторс (General Motors). Официально включив его в состав Volvo (Вольво), в январе 1988 г. в США была образована новая компания Вольво-Джи-Эм Хэви Трак Корпорэйшн (Volvo-GM Heavy Truck Corporation), в течение последующих 7 лет выпускавшая автомобили марки Уайт-Джи-Эм-Си (WhiteGMC). Все они были комбинацией американских шасси Уайт, Джи-Эм-Си (GMC) и Отокар с агрегатами и новыми обтекаемыми кабинами Вольво. В 1994 г. фирма начала изготовление двух новых серий FL12 и FH12, на которые в течение 8 лет разработки было затрачено 7 млрд. шведских крон. Первая серия состояла из 2-, 3- и 4-осных исполнений полной массой 18-42 т с моторами мощностью 380-420 л.с., предназначенных для выполнения самого широкого комплекса работ. Вторая включала в основном седельные тягачи высокой мощности для работы в составе автопоездов полной массой до 60 т. В том же году серия FH12 завоевала титул Грузовик года, а в начале 1998 г. уже появился 100-тысячный автомобиль.

С 1997 г. выпускается самая маленькая развозная модель Volvo FLC полной массой до 7,5 т, базирующаяся на шасси FL6, но укомплектованная новым 4-цилиндровым дизелем D4A с турбонаддувом (3989 см3, 135 л.с.), 5-ступенчатой синхронизированной коробкой передач, всеми дисковыми тормозами и задней пневматической подвеской. В 90-е гг. базовая серия FL6 предлагалась в Volvo FH12.340, 1994 г.

Вольво FM12.420,1998 г. 4 двух- и трехосных вариантах грузовиков полной массой от 7,5 до 26 т (модели от FL608 до FL626). На всех использовались 6-цилиндровый дизель D6A (5480 см3,180-250 л.с.), 6- или 8-ступенчатая коробка передач, рессорная или пневматическая подвеска. С 2000 г. легкие варианты серии FL6 предлагаются с обновленным дизайном в более экономичных и безопасных исполнениях, соответствующих нормам Евро-3. В середине 90-х гг. грузовики серии "FL7/FS7" (4x2/6x2) предлагались с новым 7-литровым дизелем "D7C" (6725 см3, 230-285 л.с.), на серии FL10 использовался модернизированный 10-литровый мотор (9607 см3, 320-360 л.с.), а на FL12 - соответственно 12-литровый дизель (12130 см3, 380-420 л.с.). Эти автомобили предлагаются в самых разнообразных исполнениях с разными видами трансмиссий и подвесок, с разными колесными формулами и размерами базы, в том числе для тяжелых строительных работ (варианты "FL10H" и FL12H). К новинкам 90-х следует отнести использование полуавтоматической 12-ступенчатой коробки передач с электронным и ручным управлением Джиэртроник (Geart-ronic), полностью автоматической 6-ступенчатой коробки Пауэртроник (Powertronic) и навигационной системы Дайнафлит (Dynafleet).

На автомобилях FH12 применяется новый 6-цилиндровый 24-клапанный дизель D12A (12130 см3, 340-420 л.с.). Самый мощный бескапотный вариант FH16 оснащен двигателем D16A в 470 или 520 л.с., оборудованным насос-форсунками с электронным управлением на каждом цилиндре и компрессионным тормозом-замедлителем. Кабина FH предлагается в трех вариантах длины, включая L2H2 Глоубтроттер с двумя спальными местами и внутренней высотой 1950 мм. С1995 г. выпускается особо комфортабельная и наиболее полно оснащенная кабина Глоубтроттер XL с внутренней высотой 2,1 м. В 1998 г. на серии FH появился модернизированный 12-литровый 24-клапанный двигатель D12C мощностью 340-460 л.с. с электронным управлением и новая 14-ступенчатая коробка передач, установлены бортовой компьютер и дисковые тормоза на всех колесах. Очередные модернизации, использование новых поколений дизельных моторов Евро-3 и агрегатов шасси позволили серии FH в 2000 г. вторично получить престижный титул Грузовик года.

Вольво FM12.340, 1998 г. С 1998 г. для замены тяжелой серии FL началось изготовление новой гаммы FM полной массой 18~42 т, включающей автомобили как для городских развозных операций, так и для работы на строительстве. Вместе с тем, базой для них послужила более свежая серия FH, от которой использовано 78% деталей. Грузовики предлагаются в исполнениях FM7, FM10 и FM12, оборудованных двигателями соответствующего рабочего объема мощностью 250 420 л.с., механическими или автоматическими коробками, обеспечивающими от 5 до 14 передач.

Большинство моделей серий FL и FH, кроме Швеции, собирают филиалы Volvo в Канаде, Австралии и Бразилии. До недавнего времени в Швеции, Бразилии и Марокко продолжался выпуск капотной серии грузовиков Volvo NL с колесной формулой от 4x2 до 6x6 и более обтекаемой передней облицовкой. Полная масса машин - 18,0" 33,5 т, в составе автопоездов ~ до 100 т. На грузовиках применяются 10- и 12-литровые дизельные двигатели мощностью 285-405 л.с., механическая коробка имеет 6, 9 или 14 передач, кабины - в коротком или удлиненном исполнениях.

В 1996 г. компания Вольво-Джи-Эм была преобразована в североамериканское отделение Вольво Траке Норе Америка (Volvo Trucks North America) со штаб-квартирой в Гринсборо (США) и филиалом в Канаде. При этом все прежние автомобили, разработанные когда-то фирмами Джи-Эм-Си, Ото-кар и Уайт, а затем существенно модернизированные и оборудованные агрегатами и кабинами шведской разработки, стали выпускаться под маркой Вольво. От каждой фирмы сохранилось только по одному автомобилю соответственно -магистральные тягачи WG, шасси для строительства ACL и мусоровозов Экспедитор (Xpeditor). От самой же фирмы Volvo (Вольво) в наследство достались проверенные шасси FE (185-525 л.с.) для коммунального хозяйства. В 1997 г. с использованием шасси FH12 там началось производство седельных тягачей серии VN (4x2/6x4) для буксировки автопоездов общей массой 36-57 т со скоростью до 103 км/ч. Они предлагаются в вариантах VNM и VNL с разной длиной капота и двумя расстояниями от кромки переднего бампера до задней стенки кабины (этот принятый в США параметр именуется ВВС) - 2870 и 3124 мм, несколькими типами двигателей мощностью 284-557 л.с. и 14-й коробкой передач. Автомобили оснащаются тремя типами спальных отсеков 610, 660 и 770 с длиной 1040, 1550 и 1956 мм соответственно, высотой 2,5 м, площадью пола до 5 м2 и вместимостью до 16 м3, оборудованные всеми доступными средствами отдыха, комфорт развлечений в пути.

Вольво VHD производства США, 2000 г. Процесс создания нового тяжелого грузовика для амриканского рынка начался в середине 90-х гг. в Швеции. В 1996 г. австралийским отделением был разработан капотный вариант NH, а с 1998 г. в Швеции и Бразилии началось его серийное производство под индексом NH12 (4x2/6x4). Автомобиль рассчитан для работы в составе автопоездов полной массой 42~100 т. Он разработан на агрегатах бескапотных серий FH и FM, а по кабине унифицирован с американской гаммой VN. Первый вариант NH12 комплектуется 12-литровым мотором D12C мощностью 340-420 л.с., коробками с числом передач 9, 12 или 14, кабиной увеличенного объема Глоубтроттер. Максимальная скорость составляет 112 км/ч. Осенью 2000 г. состоялась презентация новой капотной строительной серии VHD (6x4/10x4) с моторами в 345-465 л.с. и принципиально новым дизайном, разработанной совместными усилиями различных отделений Volvo (Вольво). В условиях обострившейся конкуренции руководство фирмы Вольво (Volvo) решило расширить сферу деятельности и закрепиться в секторе машин среднего класса, подписав в 1997 г. соглашение о сотрудничестве с японской компанией Мицубиси (Mitsubishi). В1998 г. заводы Volvo, на которых занято 23 тыс. человек, изготовили 85 тыс. грузовиков полной массой более 6 т и автобусов, заняв шестое место в мире. Летом следующего года фирма упрочила и без того стабильное положение, выкупив более 70% акций шведской компании Скания (Scania). Это создало предпосылки образования третьего в мире концерна Вольво-Скания, однако весной 2000 г. Комиссия ЕС наложила вето на это соглашение. Прошло еще несколько месяцев и группа Volvo выкупила 100% акций грузового отделения Рено (Renault), создав еще один крупный транснациональный концерн по производству грузовиков.

Источник: http://truck.com.ua